Пока
же основные интересы Фрейда-ученого лежат в иной сфере.
Известно, что при развитии плода млекопитающих миелинизация
нервных волокон наступает в разные моменты в разных
местах. Следовательно, время в какой-то степени является
одним из инструментов для возникновения живых тканей,
а изучение онтогенеза становится методом, с помощью
которого изучаются структура и функции взрослого организма.
В свете этого Фрейд начал изучать мозг котят, щенков
и — конечно, посмертно — человеческих эмбрионов и младенцев.
Именно онтогенетический анализ в применении к анатомии
нервной системы станет основой психоанализа. Чтобы понять
сложную структуру нервных волокон у взрослых особей,
самый лучший метод — установить последовательные этапы
их развития.
В
то же время Фрейд проводил свои исследования, работая
в неврологической клинике. Он стал весьма компетентным
специалистом в этой области, сумел сформулировать точные
смысловые определения, которые позволили ему ставить
верные диагнозы, правильность которых была многократно
подтверждена патолого-ана-томическими исследованиями
после смерти пациентов. К тому же за это время Фрейд
стал непререкаемым авторитетом в области детского церебрального
паралича и автором первой книги по афазии, проблема
которой очень остро стояла в ту пору в медицинское.
Преимущества его эволюционного подхода очевидны. Обычно
различия афазических нарушений (то есть затруднений
речи) объясняли различием локализаций повреждений в
мозге. Фрейду эти объяснения виделись иллюзорными: он
без церемоний критиковал подобные воззрения, что послужило
причиной ухудшения отношений с его учителем и самым
уважаемым оппонентом Мейнертом. Здесь впервые наиболее
явно проявилась позиция Фрейда-исследователя — своеобразного
одинокого вольного стрелка, бунтаря, нонконформиста.
Эта роль, судя по всему, импонировала Фрейду даже вопреки
боязни быть непонятым не только современниками, но и
последователями. |