Похоже,
что это были отношения нарцисса и зеркала, где каждый
любовался собой в глазах другого, когда тот соглашался
играть роль заинтересованного слушателя. По сути, это
был двойной монолог, перемежающийся периодическими личными
встречами (один жил в Вене, другой в Берлине).
К счастью для нас, они вели обширную переписку, от которой
нам остались письма Фрейда. Оба были адептами теории
эволюции, к которой научное сообщество относилось с
явным скептицизмом. По прошествии времени история расставила
свои приоритеты, и если концепция Фрейда легла в основу
психоанализа, то труды Флисса практически не оставили
следа. И сегодня остается только удивляться слепоте
Фрейда, который, судя по всему, был единственным, кто
видел в своем друге непризнанного гения.
Конечно же, Фрейд очень нуждался в чьей-либо поддержке
и опоре, ему просто необходим был собеседник, с которым
он мог бы делиться своими идеями. Но помимо нейропсихологии
Фрейд все больше и больше погружался в самоанализ. И
если симптомы истерии объяснялись возвращением вытесненного
в область сознания, то есть если за вытеснением, которое
перемещает в бессознательное запрещенные представления,
желания, следует фаза, в которой все это снова появляется
в видоизмененной форме, то не проходят ли подобные стадии
в сознании каждого человека? Невольные оплошности, забывчивость,
сновидения, которым не придавали большого значения,
не являются ли они проявлениями того, что было ранее
вытеснено в подсознание?
|