Естественно,
что деградация воспринималась как результат ослабления
качеств, направленных на усиление самосознания и упрочнения
своего положения в обществе, и неизвестно, считалась
ли она болезнью или своеобразной карой. Имея в своей
основе органические нарушения, она передается и усугубляется
от поколения к поколению. Истерички рассматривались
как определенное звено в генетической цепочке, дегенеративные
признаки которой были очевидны для объяснения и тех
или иных симптомов в соответствии с идеями Хаглингса
Джексона, о котором мы писали выше, и для шокирующих
инстинктивных проявлений (эротический характер некоторых
«кризисов», происходящих публично, был слишком очевиден).
Таким образом, суммируя сказанное, истерички признавались
несчастными девочками, которые шли на поводу у своих
эмоций, возникающих под давлением дурной наследственности.
На языке науки следовало констатировать ослабление «психического
давления» (по теории Пьера Жанэ), «гипноидные состояния»,
когда бдительность ослабевает, как во сне (теория Брейера,
о которой мы упомянем позднее) и др. Но так или иначе
истерия, попавшая в поле зрения психиатра, рассматривалась
в рамках идеи дегенерации. Это была позиция Мейнерта
и Крафт-Эбинга - венских учителей Фрейда в области психиатрии,
а также великого Шарко в Париже.
Фрейд, как и любой невролог, конечно же, сталкивался
со случаями истерии у своих клиенток при отсутствии
явных неврологических признаков. В отличие от большинства
своих коллег он заинтересовался этим обстоятельством.
Ему казалось, что их страдания искренни и их необходимо
облегчить. Но следовало поглубже разобраться в этой
проблеме. Дружба с Иосифом Брейером, с которым он познакомился
у Брюке в 1880 г., сыграла в этом деле положительную
роль.
|