Влияние
Клауса прослеживается и в написанной Фрейдом в 1913
г. работе «Тотем и табу». Задача, которую ставил себе
Фрейд в этой работе — это применение методов психоанализа
к изучению невыясненных вопросов психологии народов.
В ней уделяется внимание понятию табуирования как факта
социальной жизни примитивных народов, проблематике неврозов
навязчивых состояний, в которых Фрейд обнаруживает сходные
с табуировани-ем механизмы регуляции.
Этнографический подход, на который опирается Фрейд,
кажется сегодня весьма спорным, но в целом эта работа
свидетельствует о желании объяснить психическое функционирование
в двух направлениях — как историей самого индивидуума,
так и историей биологического вида, к которому он принадлежит.
Фрейд навсегда останется верен подобному стилю мышления,
выработанному, следует признать, на протяжении пятнадцати
лет, еще до возникновения интереса к психопатологии.
Эти
воззрения навсегда стали достоянием психоанализа, несмотря
на то что Фрейд во многом отошел впоследствии от традиционного
следования идеям филогенеза. (Следует учесть, что всякий
раз, употребляя термин «филогенез», Фрейд вкладывал
в него более широкий смысл, чем это было традиционно
принято, и имел в виду также культурные и этнические
традиции, влияющие на эмоциональное состояние Homo sapiens.
Виной
тому увлечение социологическим дарвинизмом, столь модным
в начале века, но потерявшим ныне свою популярность.)
|