Статьи

Печаль и меланхолия

Меланхолия – это устаревший термин, который означает то же, что сегодня называют депрессией. Для того чтобы понять, что же такое депрессия, давайте, сначала разберемся, что же такое печаль.

Печаль – это естественное чувство человека, вызываемое трагическими событиями в жизни, то, что в психиатрии называют психогениями. В русском языке есть еще более выразительное для этого слово – горе.

Когда мы говорим вместо термина психогенная депрессия – горе, мы подразумеваем, что это не болезнь, а естественная реакция человека на трагедию, постигшую его в жизни. На жизненном пути человека неминуемо встречаются потери – и это неизбежно, например, со смертью близкого человека, в конце концов, сталкивается любой, не избежать и предательств, измен, разочарований, несчастной любви.

Смерть близкого человека

Для случаев смерти в процессе исторического развития человечества были выработаны ритуалы горевания, очень схожие у разных народов. Среди них: (1) присутствие при захоронении, чтобы горюющий убедился в смерти близкого человека; (2) похороны и поминки, чтобы близкие и друзья горюющего разделили его горе, (3) траур, целью которого является напоминать горюющему о его горе и призывать окружающих к соболезнованиям.

Всегда присутствуют две основные составляющие горевания: осознание потери и участие окружающих. Без этих двух составляющих горе оказывается неотгореванным (невыплаканным).

Ритуалы, которые созданы вокруг горя – призваны "гарантировать", чтобы процесс горевания был произведен и завершен. Этот необходимый для полноценной последующей жизни процесс горевания, если потеря была тяжелой, в норме занимает около года.

Осознание потери

Конечно, если человек психически (психиатрически) адекватен, он не может сознательно отрицать факт смерти близкого человека. Но бессознательное отрицание факта потери может сохраняться.

Очень часто, когда приходит страшная весть о смерти близкого человека, первой фразой бывает: "Не может быть!" Это сознательное отрицание факта смерти основывается на предсознательных надеждах, что это ошибка (медицинская, юридическая, несуразная случайность или даже злая шутка). Даже при опознании тела многие шепчут: "Не верю".

Конечно, потом разум берет верх над напрасными надеждами и подчиняется неумолимым фактам.

Медицинское освидетельствование и свидетельство о смерти – таким образом представляют собой не просто акты бюрократического аппарата, а инструменты механизма осознания и принятия потери.

Но бывает, что ни свидетельство о смерти, ни прощание с покойным не обеспечивают принятие факта смерти.

В бессознательном не существует законов логики – противоположности там могут сосуществовать бок о бок. Конечно, мы не можем заглянуть напрямую в бессознательное, но по некоторым признакам можем судить о том, что происходит в бессознательном.

Например, если женщина, потерявшая любимого мужа, бережно хранит в шкафу все его вещи так, будто он сегодня должен вернуться с работы, периодически сдает в химчистку его костюмы, перестирывает рубашки – то для нее он как живой.

Эта женщина может, как все, ходить на работу, общаться с подругами, и, со стороны, можно ничего странного и не заметить. Но при близком знакомстве с ней, можно обратить внимание, что она все темы переводит на разговор о своем муже, она всегда печальна, под глазами круги, плечи опущены – она в депрессии, она не смогла принять факт смерти. Любовь к мужу смещается на любовь к вещам мужа, формируя своеобразный фетишизм, за которым скрывается отрицание потери.

Участие окружающих

Только ритуальных обрядов, предназначенных сделать потерю осознанной, – недостаточно для того, чтобы завершить процесс горевания. Еще обязательно нужна поддержка окружающих: сочувствие – т.е. соучастие.

Если в окружении горюющего человека нет людей, могущих соучаствовать в его горе – бессознательное отрицание факта смерти может быть психологической защитой от инициации процесса горевания, когда человек бессознательно понимает, что ему не окажут адекватной поддержки в процессе горевания и он потонет в собственном горе. В этом случае отрицание смерти стоит на службе физического выживания в бессознательной надежде, что процесс переработки горя можно будет провести позднее, когда найдется соответствующее окружение.

Самостоятельное (тайное) горевания, без всякой поддержки окружения – утопическая иллюзия, рождающаяся от безысходности найти адекватное соучастие.

Сама суть существования психики человека противоречит такой надежде. Психика человека не необходимое следствие физиологического существования головного мозга, а результат взаимоотношений с окружающими людьми.

Источник - psychoanalyst.ru












 
© 2007-11 История психоанализа.
Связаться с нами вы можете, написав на email: psyche@sig-freud.ru