Статьи

Сверх-Я

Одна из трех гипотетических систем трехкомпонентной (структурной) модели психики З.Фрейда - Сверх-Я - обеспечивает и поддерживает сложный конгломерат идеалов, ценностей, запретов и приказаний (совесть).

В понимании 3. Фрейда Сверх-Я погружено в Оно (бессознательное). Я (сознание) черпает Сверх-Я из Оно. Если Оно олицетворяет собой влияние наследственности, а Я определяется собственным опытом человека, т. е. случайными, текущими событиями, то Сверх-Я отражает «влияние того, что взято от других людей». С точки зрения основателя психоанализа, бессознательное Оно аморально, Я пытается быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным и тогда оно терроризирует Я, выступает против него с беспощадной яростью.

Согласно 3. Фрейду, Сверх-Я тесно связано с эдиповым комплексом: оно окончательно оформляется у ребенка после прохождения стадии этого комплекса на основе эмоциональных отношений между ребенком и его родителями, т. е. тех отношений, которые характеризуются амбивалентностью, включающей в себя чувства любви и ненависти, привязанности и страха.

Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено другими функциями - Сверх-Я - носитель идеала-Я. Я соизмеряет себя с этим идеалом, стремится к нему, пытается достичь совершенства, а сам идеал является отражением ранних представлений ребенка о родителях, которыми он восхищался, также Сверх-Я ребенка обладает той особенностью, что строится не по примеру родителей, а по родительскому Сверх-Я. Оно несет в себе традиции расы и народа, включает ценности поколений. В нем продолжает жить прошлое.

Источник - psychoanalyse.ru

Источник - psychoanalyse.ru












 
© 2007-11 История психоанализа.
Связаться с нами вы можете, написав на email: psyche@sig-freud.ru