В
зрелом возрасте сам Фрейд не раз отмечал, что это ощущение
собственной принадлежности к меньшинству придало ему
смелости, необходимой для отражения антисемитских выпадов
(обычно не сильных, но достаточно частых в странах Центральной
Европы того времени), и приучило смотреть на многие
вещи с позиции нонконформизма.
Эта смелость и неординарность мышления еще со времен
юности проявлялись в неустанном трудолюбии и неусыпной
жажде знаний — в лицее он был всегда первым по большинству
предметов. Именно эта обретенная в детстве решимость
противостоять окружающему миру и добиваться своего наперекор
обстоятельствам и способствовала его неизбывной одержимости
ученого. И поскольку это было необходимо для успеха
в обществе того времени, он впитал добрую классическую
культуру (позднее об этом будут свидетельствовать ссылки
в его работах на классическую литературу и греко-римскую
мифологию).
Конечно же, это способствовало некоему раздвоению личности,
которое отразилось и в его научной деятельности, в «пути
по пустыне», по которому он шел в первые годы нового
века. Порой возникает впечатление, что сопротивление
нарождающемуся психоанализу питалось ростками подспудного
антисемитизма. Редкие сетования Фрейда имели под собой
почву. И когда на исходе жизни ученого нацисты сожгли
его книги, осудили психоанализ как науку и запретили
его практику, то произошло это именно потому, что считали
его «еврейской наукой».
|